Какое из семи чудес света сохранилось до наших дней — и почему о других почти забыли
Когда древние греки пытались составить список самых потрясающих творений рук человеческих, они фактически создали первую в истории подборку «топ-7» но не про гаджеты или фильмы, а про чудеса. Так родился список семи чудес света — тех сооружений, на которые люди смотрели с изумлением, благоговением и, возможно, лёгким страхом. Этот список не был постоянным, в разные века в него входили разные памятники. Но к III веку до н. э. сложился «золотой состав». Это были не просто сооружения — это были символы амбиций, веры, власти и красоты. Прошли тысячелетия. Землетрясения, войны и время разрушили почти всё. Почти. До наших дней уцелело только одно из чудес — молчаливый гигант, переживший всех своих современников.
7 место: Александрийский маяк
Александрийский маяк на острове Фарос — инженерное чудо, опередившее своё время. Построенный в III веке до н. э. по приказу правителя Птолемея II, он стал не только важнейшим навигационным ориентиром в Восточном Средиземноморье, но и символом научного могущества эллинистической эпохи.
Автор: Emad Victor SHENOUDA de:User:Xlance en:User:Xlan Источник: commons.wikimedia.org
Архитектор Сострат Книдский спроектировал башню, высота которой по разным данным составляла от 120 до 150 метров. По тем временам это была одна из самых высоких построек на Земле. В дневное время солнечные лучи отражались от бронзовых зеркал, а ночью наверху маяка горел огонь, видимый на десятки километров.
Маяк простоял почти тысячу лет, но судьба оказалась безжалостной: череда землетрясений в VIII и X веках разрушила сооружение. К XV веку от него остались лишь руины, которые позже разобрали, чтобы построить на этом месте крепость Кайт-Бей. Саму крепость можно увидеть и сегодня, она возвышается над берегом Александрии, словно напоминая о затерянной башне, когда-то указывавшей путь тысячам кораблей.
От самого маяка сохранились лишь фрагменты фундамента под водой и описание в трудах древних историков. Одно из семи чудес света превратилось в морскую легенду, навсегда ушедшую в глубины истории.
Автор: Roland Unger Источник: commons.wikimedia.org
6 место: Колосс Родосский
Среди всех чудес света Колосс Родосский остаётся самым загадочным. Его никто не видел вживую уже более двух тысяч лет, от него не осталось ни фундамента, ни фрагментов. И всё же образ гигантской фигуры, возвышающейся над морем, по-прежнему живёт в воображении художников, в реконструкциях архитекторов и в исторических спорах.
Статую построили на острове Родос между 294 и 282 годами до н. э. в честь победы над армией Деметрия Полиоркета, осада которого окончилась неудачей. Победу приписали божественной защите Гелиоса бога Солнца и покровителя острова. В знак благодарности жители начали грандиозную стройку, пожертвовав на неё захваченное оружие и бронзовые остатки осадных машин.
Проект воплотил скульптор Херес из Линда ученик знаменитого Лисиппа. По описаниям, статуя достигала 30-36 метров в высоту и, возможно, располагалась у входа в гавань. Наиболее эффектная версия гласит, что Колосс стоял, расставив ноги по обе стороны пролива, и корабли проплывали между ними. Однако современные археологи сомневаются в технической возможности такого решения по другой версии, он находился внутри города, недалеко от святилища.
Увы, простоял Колосс недолго всего 56 лет. В 226 году до н. э. мощное землетрясение обрушило статую. Родосцы хотели её восстановить, но дельфийская пифия призвала этого не делать: падение истолковали как знак божественного недовольства. С тех пор обломки Колосса так и остались лежать на земле — более восьми веков. Современники рассказывали, что даже в разрушенном виде фигура производила неизгладимое впечатление: взрослые могли свободно проходить внутри полых бронзовых частей, а пальцы рук гиганта было невозможно обхватить.
В 654 году, во время арабского вторжения, остатки статуи вывезли с острова и, по легенде, продали как лом сирийскому купцу. Так одна из самых амбициозных скульптур античного мира была окончательно утеряна.
Сегодня Колосс Родосский остаётся призраком истории. Его точное местоположение неизвестно, внешний облик — предмет реконструкций и догадок. Но идея гигантской бронзовой фигуры, встречающей корабли на фоне утреннего солнца, по-прежнему волнует умы. И в этом — его бессмертие.
Автор: Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656-1723) Источник: commons.wikimedia.org
5 место: Мавзолей в Геликарнасе
Мавзолей в Геликарнасе был не просто гробницей, а произведением искусства, объединившим архитектуру, скульптуру и символику власти. Его возвела вдова и сестра карийского сатрапа Мавсола, Артемисия II, в память о муже, умершем в 353 году до н. э. Возведение этого монумента в столице Карии, городе Геликарнас (ныне — турецкий Бодрум), стало актом личной скорби и политического величия.
Строили мавзолей в столице Карии, городе Геликарнас (сегодня это турецкий Бодрум). Над проектом трудились сразу четыре звезды античной архитектуры: Сатир, Пифей, Леохар и Скопас. Высота сооружения была около 45 метров — примерно как современный 15-этажный дом. Оно состояло из трёх уровней: массивного фундамента, колоннадного яруса и пирамидальной крыши, на вершине которой стояла статуя колесницы с самим Мавсолом.
Всё здание было богато украшено: скульптуры, рельефы, резьба над оформлением трудились лучшие греческие мастера того времени. При этом мавзолей объединил в себе черты греческой, египетской и восточной архитектуры, что делало его по-настоящему особенным. Неудивительно, что он вошёл в список семи чудес света, настолько впечатляющим он был.
Миниатюрная копияАвтор: Nevit Dilmen (talk) Источник: commons.wikimedia.org
Мавзолей простоял около 1600 лет, пережив эпохи перемен, набеги и природные катаклизмы. Однако в конце Средневековья его постигла судьба большинства чудес света: серия землетрясений в XII—XIV вв.еках обрушила большую часть сооружения. В XV веке рыцари ордена святого Иоанна использовали остатки мавзолея как строительный материал для укрепления близлежащей крепости Святого Петра. Камни, мрамор и фрагменты скульптур были встроены в стены форта — часть из них можно увидеть там до сих пор.
Сегодня в Бодруме сохранились лишь руины мавзолея — основание, отдельные колонны, элементы барельефов. Они выставлены в экспозиции Музея подводной археологии. Часть рельефов, вывезенных британскими археологами в XIX веке, хранится в Британском музее в Лондоне.
Мавзолей в Геликарнасе дал имя целому архитектурному жанру, но сам стал жертвой времени, людей и стихии. И всё же, даже в виде обломков, он продолжает внушать уважение как свидетель бессмертной памяти и архитектурной амбиции античного мира.

Автор: Mykenik (wiki:pl) Источник: commons.wikimedia.org
4 место: Храм Артемиды в Эфесе
Храм Артемиды в Эфесе — не просто религиозное сооружение, а настоящий шедевр архитектуры, который античные авторы единодушно называли «самым прекрасным из чудес света». Он был посвящён богине охоты, плодородия и природы Артемиде, почитаемой как покровительница города Эфес, расположенного на территории современной Турции.

Автор: Неизвестен Источник: commons.wikimedia.org
Первая версия храма появилась задолго до классического периода — ещё в VII веке до н. э., но была разрушена наводнением. Новый храм начали строить около 550 года до н. э. Строительство длилось почти два столетия, и в нём принимали участие лучшие мастера своего времени. Здание поражало размерами: оно имело более 120 колонн высотой около 18 метров, каждая из которых была вручную украшена резьбой. Всё сооружение стояло на мраморной платформе, а внутреннее убранство поражало роскошью.
Но слава храма стала жертвой человеческого тщеславия. В ночь на 21 июля 356 года до н. э. человек по имени Герострат поджёг здание, желая увековечить своё имя. Горожане приговорили его к смерти и запретили упоминать его имя под страхом наказания. Однако ирония истории в том, что именно этот запрет и сохранил его имя в веках.
После пожара храм был восстановлен в ещё более великолепном виде. Однако окончательная катастрофа пришла в III веке н. э., когда город подвергся нападению готских племён. Храм был разграблен и разрушен, а затем окончательно заброшен с приходом христианства. Многие его части были разобраны на строительный материал, колонны позже оказались даже в соборе Святого София в Константинополе.
Сегодня от некогда величественного здания сохранились лишь несколько камней и одна одиноко стоящая колонна, восстановленная из обломков. Их можно увидеть близ турецкого города Сельчук — и только воображение способно дорисовать картину былого великолепия.
Автор: autor fotografie Zee Prime Original uploader was Источник: commons.wikimedia.org
3 место: статуя Зевса в Олимпии
В самом сердце античной Олимпии, где начинались первые Олимпийские игры и кипела религиозная жизнь Эллады, в V веке до н. э. появилось нечто большее, чем просто скульптура. Это было воплощение могущества и величия статуя Зевса Олимпийского, созданная знаменитым афинским мастером Фидием.
Ради неё в священном городе возвели отдельный храм. Мраморное здание с величественными колоннами само по себе впечатляло, но всё внимание внутри притягивала фигура громовержца. Зевс восседал на богато украшенном троне, его лицо и тело были вырезаны из слоновой кости, а одежды сверкали золотом. В правой руке богиня победы Ника, в левой скипетр с орлом. Высота статуи достигала, по разным оценкам, 12-17 метров. Настолько, что её голова почти упиралась в потолок храма.
Эта работа вызывала восторг и трепет у современников. Её называли живым божеством. Существовало даже поверие: пока Зевс сидит в своём храме, Олимпия будет неприкосновенна. Но время нарушило этот баланс.
В IV веке нашей эры, когда христианство вытесняло старые культы, император Феодосий I приказал закрыть языческие храмы. Статуя исчезла. По одной версии — её вывезли в Константинополь, где она сгорела в пожаре дворца. По другой — она разрушилась прямо в Олимпии, оставшись без ухода.
Сегодня от этой колоссальной фигуры не осталось ни единого фрагмента. Всё, что мы знаем, — это описания древних авторов и изображения на вазах и монетах. Храм давно в руинах. А когда-то здесь, в тени колонн, сидел бог.

Автор: Катрмер-де-Кенси, Антуан-Кризостом (1755-1849) Источник: commons.wikimedia.org
2 место: Висячие сады Семирамиды
Из всех семи чудес света именно Висячие сады Семирамиды вызывают наибольшее недоумение у историков. Это единственный объект в списке, существование которого до сих пор не имеет археологического подтверждения. Более того, учёные до сих пор спорят — были ли они реальностью или всего лишь красивым мифом.
Согласно легенде, сады были построены в Вавилоне — столице могущественного Вавилонского царства, на территории современного Ирака. Якобы царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н. э.) приказал возвести их для своей жены, мидийской принцессы Амитис, скучавшей по зелёным холмам родины. Инженеры, по этим рассказам, соорудили целую систему многоуровневых террас, по которым струились каналы, а на вершинах росли пальмы, кедры, гранатовые деревья и виноградные лозы. Всё это создаёт образ настоящего райского сада в пустынной Месопотамии.
Однако главная проблема в отсутствии надёжных источников. Ни один вавилонский текст, ни одна глиняная табличка не упоминает подобного сооружения. Все сведения о садах поступают от более поздних греческих и римских историков, таких как Страбон и Филон Византийский. Причём их описания разнятся: в одних сады возвышаются в центре города, в других — находятся при дворце.
Некоторые исследователи полагают, что путаница могла возникнуть из-за ошибочной географической атрибуции. Есть версия, что настоящие «висячие сады» находились вовсе не в Вавилоне, а в Ниневии столице ассирийского царства. Археологические раскопки в районе дворца Синаххериба (VII век до н. э.) действительно обнаружили сложные ирригационные системы и террасные сооружения, напоминающие описание садов.
В результате перед нами либо утраченный архитектурный шедевр, либо одно из самых устойчивых заблуждений античности. На месте древнего Вавилона сегодня раскинулись пески и руины. Ни следов террас, ни следов канальных систем, ни остатков ботанических чудес обнаружено не было.

Автор: Неизвестен Источник: commons.wikimedia.org
1 место: Пирамида Хеопса
Пирамида Хеопса или Великая пирамида Гизы, — единственное из семи чудес света, которое пережило тысячелетия и дошло до наших дней. Её построили примерно в 2560 году до н. э. как усыпальницу для фараона Хуфу (греки называли его Хеопсом) — правителя IV династии Древнего Египта.
На момент завершения это было по-настоящему колоссальное сооружение: высотой около 146,6 метров. Со временем верхняя часть и облицовка были утрачены, и сегодня пирамида достигает 137 метров. Основание почти идеально квадратное — по 230 метров с каждой стороны. Вся конструкция состоит из более чем двух миллионов известняковых блоков весом от 2 до 15 тонн каждый. Общая масса пирамиды около 6,5 миллионов тонн.
Сложность её строительства по-прежнему вызывает споры. Одни учёные считают, что в строительстве участвовали рабы, другие доказывают, что это были хорошо обеспеченные и высококвалифицированные рабочие, трудившиеся по очереди. Существуют и более экзотические теории от использования антигравитации до вмешательства внеземных цивилизаций. Однако археологические находки на плато Гиза указывают на существование рабочих поселений и складов, что подтверждает гипотезу о массовом труде организованных строительных бригад.
Пирамида Хеопса была не только усыпальницей, но и частью огромного ритуального комплекса, включавшего храмы, дороги, хозяйственные постройки и другие пирамиды. Рядом расположены пирамиды фараонов Хафры и Менкаура, а также знаменитый Большой Сфинкс, охраняющий плато.
Что делает Пирамиду Хеопса особенно удивительной — это её устойчивость ко времени, природным катаклизмам и человеческому вмешательству. За 4,5 тысячи лет она стала не просто археологическим памятником, а символом загадочности, инженерного гения и непреходящей мощи человеческой воли.
Сегодня пирамида по-прежнему возвышается над пустыней у Каира, притягивая миллионы туристов, историков, эзотериков и мечтателей. Это единственное чудо древнего мира, которое можно увидеть своими глазами. И, пожалуй, это самый главный ответ на вопрос, который сбивает с толку взрослых: Да, одно чудо осталось. И оно стоит перед нами.
Автор: Nina Источник: commons.wikimedia.org
Если вас спросят, какое из семи чудес света сохранилось до наших дней, не сомневайтесь: Пирамида Хеопса в Египте. Всё остальное лишь отголоски прошлого, обломки, мифы и реконструкции. Иногда один вопрос из учебника способен вскрыть пласт забвения, который накопился за десятилетия. И в этом его ценность.
https://www.ixbt.com/live/travel/kakoe-iz-semi-chudes-sveta-sohranilos-do-nashih-dney-i-pochemu-o-drugih-pochti-zabyli.html



Отправить комментарий